- Искусство
- форма культуры, включающая в себя все виды художественного творчества и их результаты в качестве множества конкретных произведений. Это сфера, внутри которой генерируются и функционируют художественные образы, выступающие средствами миропонимания, духовного освоения мира, позволяющие человеку компенсировать ограниченность исключительно рационального познания.Основным содержательным элементом произведения искусства являются художественные образы. Будучи полиморфными эстетическими структурами, они способны нести в себе, хранить и передавать от поколения к поколению богатый духовнопрактический опыт. Они выявляют в жизненной стихии существенные коллизии, фиксируют их нормативно-ценностные структуры и тем самым открывают дополнительные возможности для их осмысления и понимания. В пределах произведения искусства или отдельного художественного образа духовная информация как бы сгущается, концентрируется, обретает вид своеобразного ценностно-смыслового «микрокосма» с характерной структурой и внутренней динамикой, обусловленной логикой развития помещенного в его центр содержательного противоречия. Когда конкретному художнику, творцу такого «микрокосма», удается достаточно основательно воссоздать эту логику при помощи соответствующих художественно-эстетических приемов, то вся система образных средств неизменно обнаруживает свою нормативно-ценностную ориентированность уже не только на сущее, но и на должное, выказывает собственную причастность к процессу утверждения соответствующих духовных императивов и нравственных идеалов.В нормативно-ценностной структуре значительного по своим эстетическим качествам произведения обнаруживаются в явном или скрытом виде несколько содержательных уровней:1) универсальные идеалы и этические принципы, в которых представлены всеобщие интересы человеческого рода;2) конкретно-исторические нормативы тех общностей, к которым принадлежит художник и которые прямо или исподволь воздействуют на его творчество;3) особенности творческого сознания художника, обнаруживающиеся в его способности привлечь разнообразные изобразительные средства для воссоздания и осмысления описываемых коллизий;4) сюжетно-содержательная ткань произведения с теми воссозданными творческим сознанием противоречиями, в средоточии которых существуют персонажи. Данные уровни пребывают не изолированно друг от друга, а в неразрывном, взаимопроникающем единении, составляя нормативно-ценностное целое.В искусстве сосредоточен обширный материал о генезисе и историческом развитии социально-духовной реальности. Уже на начальных этапах развития цивилизации художественное сознание внимательнейшим образом исследовало с помощью доступных ему средств все то, что имело непосредственное отношение к духовной, религиозной, нравственной жизни человека и общества. Многие памятники искусства запечатлели переход от стихийности доморального хаоса к упорядоченности социоморального космоса, от состояния полудикого «протоморализма» к цивилизованному социальному порядку. Они были свидетелями и участниками процессов раннего нормотворчества, в результате которых возникали, усложнялись и совершенствовались духовные регуляторы соци- альной жизни.Искусство в процессе своего развития обнаружило способность изображать не только видимое, но и то, что находится за пределами чувственного восприятия. Время от времени появлялись художники, способные создавать произведения в жанре «сквозящего реализма», проникающие сквозь внешнее и очевидное в запредельные сферы и тайные смыслы бытия, усматривающие «за реальным реальнейшее». Каждый мастерски выполненный художественный образ представляет собой нечто гораздо большее, чем просто эстетический феномен. В пределах его содержания человеческая мысль может двигаться бесконечно долго, как в лабиринте, открывая в его извивах все новые метафизические и нравственные смыслы. Семантически неисчерпаемы образы Софокла, Данте, Шекспира, Достоевского, Кафки. Метафизическое, духовно-нравственное содержание, наполняющее их, не вмещается в эстетические формы и дает богатый материал для философских размышлений о природе добра и зла, веры и неверия. Стимулируя подобные размышления, искусство выполняет свою важнейшую функцию - служить гармонизации отношений человека с миром. «Искусство воссоздает принципиально новый уровень действительности, который отличается от нее резким увеличением свободы. Свобода привносится в те сферы, которые в реальности ею не располагают. Безальтернативное получает альтернативу. Отсюда возрастание этических оценок в искусстве. Именно благодаря большей свободе искусство как бы оказывается вне морали. Оно делает возможным не только запрещенное, но и невозможное. Поэтому по отношению к реальности искусство выступает как область свободы... Резкое возрастание степеней свободы по отношению к реальности делает искусство полюсом экспериментирования. Искусство создает свой мир, который строится как трансформация внехудожественной действительности по закону: «если, то ...». Художник сосредоточивает силу искусства в тех сферах жизни, в которых он исследует результаты увеличения свободы. По сути дела, нет разницы между тем, когда предметом внимания делается возможность нарушить законы семьи, законы общества, законы здравого смысла, законы обычая и традиции или даже законы времени и пространства. Во всех случаях законы, организующие мир, делятся на две группы: изменения невозможные и изменения возможные, но категорически запрещенные (изменения возможные и н?запрешенные вообще изменениями в данном случае не считаются, они вводятся как антитеза псевдоизменений подлинным)... Искусство является средством познания, в первую очередь познания человека... Однако что следует разуметь под выражением «познание человека»? Сюжеты, которые мы определяем этим выражением, имеют одну общую черту: они переносят человека в ситуацию свободы и исследуют избираемое им при этом поведение. Ни одна реальная ситуация - от самой бытовой до наиболее неожиданной - не может исчерпать всей суммы возможностей и, следовательно, всех действий, обнаруживающих потенциально заложенное в человеке. Подлинная сущность человека не может раскрыться в реальности. Искусство переносит человека в мир свободы и этим самым раскрывает возможность его поступков» (Лотман Ю. М. Семиосфера. - СПб., 2000. - С. 129-131).Важнейшим основанием, позволяющим типологизировать произведения искусства, является критерий религиозности. Между религиозным и безрелигиозным искусством существует принципиальная разница. Произведения религиозного искусства создаются художниками, сознающими, что они творят перед лицом Бога, во имя Его и с любовью к Нему. В безрелигиозых произведениях нет и крупицы любви к Богу, отсутствуют представления об абсолютном характере идеалов гармонии и совершенства, нет возвышенной одухотворенности. Ни сам художник, ни .его герои либо не подозревают, либо не хотят думать и слышать о том, что все происходящее с ними зависит от их отношения к Богу.◘ Лит.: Античные мыслители об искусстве. - М., 1938; Аристотель. Об искусстве поэзии. - М. 1957; Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М., 1974; Беньямин В. Произведение искусства в эпоху механической воспроизводимости. Избранные эссе. - М. 1996; Вельфлин Г. Основные понятия истории искусстве. Проблеме эволюции стиля в новом искусстве. - М.-Л., 1930; Власов В. г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. Т. 1-4. -СПб.:ЛИТА, 2000-2001; Давыдов Ю. Н. Искусство как социологический феномен. - М. 1968; Дуков Е. В., Жидков В. С., Осокин Ю. В., Соколов К. Б., Хренов Н. А Введение в социологию искусства. - СПб.; Алетейя, 2001.
Эстетика. Энциклопедический словарь. Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург. В. А. Бачинин. 2005.